Зарождение боевых искусств в Японии
Все началось с Индии. Именно оттуда пришел в Японию через Китай дзен-буддизм, и, как его неотъемлемая часть – боевое искусство.
Индию мы трогать не будем, а вот Китай, как ближайших соседей коснемся.
Основой множества народных китайских методов оздоровления были древние наивно-материалистические
представления китайского народа о мироздании. Целостный подход к человеку, всегда господствующий в китайских взглядах на здоровье, определил подход к болезни как к нарушению внутреннего равновесия процессов, происходящих в организме. Это равновесие представлялось как равновесие начал Инь и Ян.
Как считали древние китайцы, мир возник из единого бесформенного и нерасчлененного состояния У цзи
("негативный предел"). О котором нельзя сказать ничего определенного. Это У цзи перешло в состояние Тай цзи
("великий предел"), где все разделилось на два первичных и противоположных начала Ян и Инь. Ян - это мужское
начало, олицетворяющее все светлое, положительное, активное, теплое и т.д. Инь - женское начало, символизирующее все темное, отрицательное, пассивное, холодное. Их взаимодействие породило весь мир, и пока они существуют, существует все.
Древние китайцы говорили: "В покое Инь и Ян соединяются, в движении они разделяются". Это означало, что
движение Инь и Ян, их преобразование друг в друге рождает жизнь. По мнению древних врачей, человек остается здоровым, пока в организме существует равновесие Инь и Ян. Как только оно нарушается - приходит болезнь. Для излечения необходимо восстановить равновесие, стимулируя начало Ян при избытке Инь и начло Инь при избытке Ян.
Соответственно и все болезни делились на болезни "избытка Ян" или "избытка Инь". Для устранения неравновесия
предписывались иглоукалывание, особая диета, специальные упражнения "цигун", особый режим жизни и т.д. Однако, помимо собственных лечебных средств исправления этих отклонений, были найдены специальные профилактические средства стабилизации и поддержания постоянного равновесия и устойчивой гармонии Инь и Ян. Такими средствами стали разнообразные системы физических упражнений, одна из которых самим своим названием - тайцзицюань - подчеркивает принцип гармонии и равновесия.
Первые идеи дзэн-буддзима пришли в Японию из Китая уже в VIII-IX вв. Для Японии это было время глубокого
общественного кризиса, жестоких междуусобиц, падения авторитета императорской власти, выдвижение на первый план воинского сословия самураев, с их суровым культом стойкости перед любыми лишениями, верности сёгуну, презрения к смерти и страданиям. Практик дзэн хорошо, совместимая с занятиями воинскими искусствами пришлась этим людям как нельзя более кстати и получила среди них широкое распространение. Дзен был не особенно популярен среди крестьян, и вообще число его последователей не превышало 10 % от общего числа; кстати, самураи в эпоху своего расцвета тоже не превышали десятой части населения страны. Вначале учение строго копировало китайское, но позже пришлось учитывать и местное влияние синтоизма (для дзэн подстроиться под синто — традиционную систему религиозных верований в Японии — было не сложно,
ведь и в Китае чань-буддизм многое вобрал в себя из даосизма). Эта система уделяет особое внимание утонченному восприятию красоты всего сущего во всех его проявлениях. Благодаря влиянию синто в дзэн-буддизме развились традиции аранжировки цветов, чайной церемонии и другие, являющиеся полностью японскими по своим культурным особенностям.
Так вот, вместе с дзен-буддизмом в Японию пришла и боевая система самозащиты. Она стала широко применяться в Шаолиньских школах-монастырях. Следует сказать несколько слов о их основателе. Им считается легендарный
основоположник школы чань и её первый патриарх буддийский миссионер Бодхидхарма, прибывший из Южной Индии в конце Vв. И передавший своему первому китайскому ученику Хуэйкэ эзотерическое учение «о внезапном просветлении».
В те далёкие времена горы Суншань были покрыты густым лесом, в котором прятались разбойники, постоянно нападавшие на безоружных монахов, да и вообще, в это время в Китае существовало огромное количество воюющих княжеств: в стране царил хаос. В течение длительного времени Бодхидхарма сосредоточенно размышлял о том, какие методы могут быть приемлемыми для того времени и для тех условий; он разработал то, что в последствии стало известно как боевые искусства. К счастью, Бодхидхарма, будучи из княжеского рода, принадлежавшего к сословию кшатриев, владел приёмами индийского боевого искусства (ваджрамушти), которым обучился до того как стал последователем буддизма. Китайские ученики стали развивать и
совершенствовать это искусство дальше, в результате чего и возникла «шаолиньская школа». Но, как уже говорилось, традиционные версии не объясняют, почему шаолиньская школа с самого начала носила ярко выраженный наступательный характер и ударам в ней придавалось гораздо большее значение, чем защитным блокам (которые, кстати, были более характерны для даосов). К тому же указанные в традиционных версиях мотивы не согласуются с тем, что «шаолиньская школа» включает искусство фехтования различными видами холодного оружия, метание, стрельбу из лука, эти виды никак не назовёшь оборонительными.
Постепенно Шаолиньское искусство совершенствовалось и приобретало такую известность, что мало кто осмеливался нападать на её представителей, случалось даже наоборот.
Когда началось противостояние народа с этой религией Шаолиньские монахи, в гонении, разбрелись по всей Японии и основали собственные школы боевых искусств. Каждый привносил свои изменения и направлял учение в узкое русло разветвляя тем самым само понятие боевого искусства. Что мы сейчас и наблюдаем.